Информационная безопасность
Как обеспечить информационную безопасность воспитанников?
В наш век развитых информационных технологий остро стоит проблема отбора информации, получаемой детьми. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Конечно, можно сказать, что современные дети гораздо быстрее усваивают информацию, ведь они с самого рождения находятся в информационной среде. Однако негативного воздействия от чрезмерного увлечения просмотра телевизора, играми на компьютерах, планшетах, мобильных телефонах, свободного доступа к сети Интернет все же оказывается слишком много для ребенка дошкольного возраста. Поэтому первостепенной ролью взрослых, в т. ч. родителей, является контроль получения ребенком информации из различных источников.
К сожалению, именно дома дети больше всего времени проводят за просмотром мультфильмов и различными играми на компьютере, планшете, мобильном телефоне. Причем содержание и количество просмотренного не всегда соответствует возрастным нормам ребенка. Наблюдая за детьми в группах, особенно после выходного дня, можно легко определить тех, кто провел все свободное время перед экраном: такие дети более эмоциональны, невнимательны на занятиях, раздражительны, неактивны, часто сонливы, интерес проявляют лишь к предложению посмотреть мультфильм, а не поиграть с другими ребятами. На прекращение просмотра мультфильма реагируют чрезмерным возмущением, злостью. Не менее печально наблюдать за отношениями родителей и детей, когда ребенок соглашается выполнить просьбу матери одеться только после обещания тут же включить на мобильном телефоне мультик или дать поиграть в игру.
В связи с этим основу деятельности по обеспечению информационной безопасности воспитанников детского сада должна составлять работа с родителями.
Рассмотрим подробнее мероприятия, направленные на родителей воспитанников.
В групповых помещениях на информационных стендах размещаются материалы по вопросам создания безопасной информационной среды для дошкольников: «Компьютер и дошкольник», «Телевизор и компьютер – вред или польза?», «Временные нормы “общения” малыша с телевизором», «Чем занять ребенка без компьютера?», «Развивающие игры – какие они?», «Зрительная гимнастика для детей между просмотрами мультфильмов», «Какие мультфильмы вредят детям?», «Вредное воздействие рекламы» и многие другие. Данная информация ежемесячно обновляется.
Ежеквартально проводятся тематические беседы с родителями, напоминая о вреде чрезмерного информационного воздействия на детей. Цель таких бесед, как и информации на стендах, – не только напомнить родителям о негативном воздействии, но и рассказать о способах замены компьютерных игр и телепередач. Причем важно не запрещать родителям показывать детям мультфильмы или давать доступ к компьютерным играм, а рассказать, какие из них рекомендованы детям того или иного дошкольного возраста и будут способствовать их развитию.
Зачастую родителям проще включить игру на мобильном телефоне, чем подобрать новый «ключик» к своему ребенку. Для предупреждения таких ситуаций педагог-психолог проводит с родителями встречи, мини-тренинги, направленные на профилактику стресса у родителей, оказание помощи в установлении контакта с детьми.
Кроме того, на официальном сайте детского сада необходимо размещать полезные для родителей статьи об информационной безопасности дошкольников.
Не менее важной является работа со всей семьей (одновременно с родителями и детьми). Для этого в ДОУ рекомендовано регулярно проводить разнообразные тренинги, семейные конкурсы, творческие вечера для воспитанников и их родителей. Такие мероприятия помогают укрепить детско- родительские отношения и повысить уровень доверия между родителями и детьми. Это значит, что если в будущем ребенок испытает на себе какое-то негативное воздействие со стороны злоумышленников в Интернете, например затравливание, навязчивое общение, или же он случайно зайдет на «плохой» сайт, то с большей вероятностью ребенок расскажет об этом взрослому, которому он доверяет.
Попустительское отношение родителей к вопросам использования компьютера, телевизора, планшета, мобильного телефона причиняет вред здоровью и развитию детей. Именно поэтому мы постоянно ищем новые формы взаимодействия с семьей и стараемся максимально обезопасить детей от возможных воздействий негативной информации. Важно, чтобы и родители и дети не попадали в зависимость от информационных технологий, а ценили живое эмоциональное человеческое общение и стремились к нему!
Информация для родителей
Для того чтобы обеспечить безопасность ребенка в Интернете:
· расскажите ему об опасностях, существующих в сети, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций;
· повысьте уровень общей безопасности домашнего компьютера;
· установите внутрисемейные правила пользования Интернетом;
· следите за соотношением времени, которое ребенок проводит в Интернете, и остального свободного времени;
· научите ребенка уважать других пользователей Интернета.
Основную опасность для ребенка в Интернете представляют:
· преступники и злоумышленники – используют преимущества анонимности для завязывания доверительных и дружеских отношений с детьми в социальных сетях, на форумах и по электронной почте;
· вредоносное программное обеспечение (вирусы, «черви», «троянские» программы могут нанести вред компьютеру и хранящимся в нем данным);
· азартные игры (некоторые игровые сайты могут содержать, в т. ч. и азартные игры, связанные с проигрыванием настоящих денег);
· интернет-мошенники – пытаются убедить детей ввести данные кредитных карт родителей или другую персональную информацию;
· раскрытие личных данных (дети публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, что может быть очень опасно)
КАК ИЗБЕЖАТЬ НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА